Ограничение права собственности на земельные участки

Ограничения прав собственности на землю

Права на землю могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Необходимость ограничения прав на земельные участки опирается на обусловленность соблюдения значительного числа интересов в отношении земельных ресурсов, являющихся достоянием народов, производственным базисом человеческого существования и основой жизнедеятельности.

Итак, в соответствии с Земельным законодательством Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

  • 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  • 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  • 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; собственность земля прекращение ограничение
  • 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года. № 136-ФЗ

Разберем подробнее эти ограничения. Что касается особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Использование сельскохозяйственных земель являются одними из самых значительных ограничений права на землю. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, пользователи обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, которые обеспечивали бы воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключали бы или ограничивали неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду.

В отношении особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных надо отметить, что земли особо охраняемых природных территорий изымаются из хозяйственного использования и оборота. Для данных земель устанавливается особый правовой режим, и использование их в иных целях ограничивается или запрещается. На этих землях могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. На землях национальных и природных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны и использования с выделением функциональных зон, в которых запрещается любая деятельность, наносящая ущерб, нарушающая режим содержания парков. На землях природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов устанавливается режим особой охраны с запрещением или ограничением любой деятельности, противоречащей этому режиму. На землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с запретом или ограничением хозяйственной деятельности. Особый режим использования земель с ограничением или запретом хозяйственной деятельности может устанавливаться на землях природоохранного назначения, охранные зоны или режим могут быть установлены на землях рекреационного, историко-культурного назначения. Обладатели этих земельных участков обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на их землях.

Рассмотрим подробнее условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время основаны, в том числе и на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации. Актом уполномоченного органа принимается решение, на основании которого устанавливается ограничение прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной территории. В составе земель промышленности и иного специального назначения могут быть установлены охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель, на которых ограничивается или запрещается деятельность, не совместимая с целью установления зон. В составе пригородных зеленых зон запрещается деятельность, негативно влияющая на окружающую среду. Государственные градостроительные нормативы и правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность, в том числе на земельных участках, находящихся на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, иных правах.

К иным ограничениям использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами, можно отнести резервирование земель. Положения о резервировании земель как одной из функций управления земельными ресурсами установлены соответствующими статьями Земельного Кодекса Российской Федерации. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд Земельный Кодекс рассматривает как ограничение прав на земельный участок. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК). Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) 2-е издание, переработанное. Крассов О.И. «Норма». 2009 год.

Также, в качестве иных ограничений прав можно назвать сервитуты, являющиеся разновидностью ограничения права собственности на земельный участок. Так, права аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ипотеки ограничивают право собственности на землю. Права на землю ограничиваются реквизицией, временным занятием земельного участка и в других случаях. Ограничения прав на землю устанавливаются актами органов государственной власти, местного самоуправления в отношении прав на земельные участки, находящиеся в их ведении, решением суда — в отношении прав на землю конкретных лиц — участников судебного процесса. Одни ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно (ограничения использования земель в зоне охраны, санитарно-защитной зоне), другие — срочно (условие начала и завершения застройки в течение установленного срока), третьи — как срочно, так и бессрочно в зависимости от конкретных обстоятельств (сервитуты).

§ 3. Ограничения прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в интересах охраны земель

Понятие ограничения прав по использованию земельного участка. Интересы общества в обеспечении охраны земель определяют необходимость установления различного рода ограничений хозяйственной деятельности и использования земель.

Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на выполнение отдельных видов хозяйственной деятельности и использования земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих правовых актах.

Ограничениями следует считать запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков и которые не применяются в отношении других земельных участков имеющих аналогичное целевое назначение.

Например, часть участка земель крестьянского хозяйства включена в состав охранной зоны государственного заповедника, а другая часть не вошла в состав такой зоны. В этом случае в отношении использования части участка, включенной в состав охранной зоны, устанавливаются определенные ограничения. Факт нахождения части земельного участка в составе охранной зоны является условием обязательного установления в отношении этой части участка ограничений по его использованию. Что касается иной части земель крестьянского хозяйства, то в отношении ее законодательство таких ограничений не предусматривает.

Установление ограничений прав лиц на земельные участки представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. Цели ограничения прав лиц на землю заключаются в обеспечении рационального и эффективного использования земель и охраны всей окружающей среды. Характер ограничений должен быть таким, чтобы в результате реализации субъективного права в пределах установленных ограничений не был нанесен ущерб землям, для охраны которых установлены ограничения, и иным объектам природы. В то же время степень ограничения должна позволять пользоваться земельным участком в соответствии с его основным целевым назначением. Значение определения в законодательстве пределов реализации субъективных прав лиц на землю заключается в том, что они являются стимулирующим фактором формирования экологически обоснованного поведения.

Необходимо различать также такие понятия, как «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли, основанное на соглашении сторон или решении суда. Ограничение прав имеет административный характер, оно прямо предусмотрено в законодательных или иных правовых нормативных актах. Ограничение прав по использованию земельного участка — неотъемлемый элемент правового режима того или иного земельного участка.

В отличие от ограничения сервитут является вещным правом.

Ограничения прав использования земельного участка в интересах охраны земель. ЗК РСФСР (ст. 89—91) выделяет земли, основное целевое назначение которых связано с охраной окружающей среды: земли природоохранного, природно-заповедного и земли оздоровительного назначения (подробнее см. гл. 14). Вокруг этих земель могут устанавливаться охранные зоны, округа санитарной охраны и др. Режим хозяйственной деятельности в этих зонах ограничивает права по использованию участков земель, прилегающих к таким землям, в интересах обеспечения сохранности земель, которые объявлены особо охраняемыми природными территориями, их природных комплексов. Права лиц, использующих земельные участки, ограничиваются также и в тех случаях, когда участки находятся непосредственно в составе особо охраняемой природной территории.

К землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нерестоохранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.

Например, объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. На территориях, объявленных заказниками, постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Поэтому лица, имеющие права на земельные участки, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в них режим особой охраны, их права ограничиваются.

В целях охраны водных объектов и земель водного фонда устанавливаются водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности специальными информационными знаками (ст. 111 ВК). Земельные участки в пределах водоохранных зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, однако пользование этими участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима. Правовой режим таких земель определен в Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404*.

* СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.

К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»* в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В охранных зонах устанавливается ограниченный режим природопользования (п. 3 ст. 8 Закона). Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев и землепользователей не изымаются. Однако земельные участки в пределах охранных зон используются с соблюдением установленного на них режима (см. гл. 16).

* СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

Статья 91 ЗК признает землями оздоровительного назначения земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения. Земли оздоровительного назначения подлежат особой охране. В целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться три зоны с особыми условиями использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и др.). Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, за исключением первой, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Ограничения прав лиц, использующих земельные участки, устанавливаются также и в иных случаях. Например, нередко устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель и др. Однако такого рода ограничения не имеют прямого отношения к решению вопросов охраны земель, поскольку целями таких ограничений являются обеспечение безопасности населения и создание необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и других объектов.

Что же касается рассмотренных случаев установления ограничений, то они — пример того, как в законодательстве отражаются естественно-природные взаимосвязи земли с другими объектами природы. Это — пример решения задачи охраны особо ценных участков земель посредством установления разного рода ограничений на соседних, прилегающих к ним землям.

Ограничения прав на землю

Земельный кодекс РФ провозглашает принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Существование юридически значимых для всего общества интересов (публичных интересов) предполагает определенное вмешательство государства в процесс реализации частных интересов. Правовые нормы, устанавливаемые в отношении реализации публичных интересов, предоставляют государству и его органам необходимые для этого правовые средства. Публичные ограничения имущественных прав на землю – одно из таких правовых средств.

Конституция РФ в ст. 55 предполагает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Ограничения прав на землю – это наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на земельный участок в интересах государства и общества.

Ограничения не порождают самостоятельных прав и не исключают отдельные правомочия из содержания права собственности. Ограничения уменьшают возможности собственника в осуществлении субъективного права.

В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю:

I. Ограничения оборота земельных участков

Ограничения оборота земельных участков предполагает стеснение правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Различают земельные участки:

  1. Изъятые из оборота.
  2. Ограниченные в обороте.

Так, п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют «изъятыми из оборота»). В пункте 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют «ограниченными в обороте»).

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

II. Ограничения использования земельных участков

Ограничения использования земельных участков указанны в п. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ:

  • особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  • особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  • условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  • иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Некоторые из указанных ограничений предусмотрены другими статьями Земельного кодекса РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Это связано с тем, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector