Представитель думы в конституционный суде

Представители сторон в конституционном судопроизводстве

Одним из важных моментов с точки зрения правоположения стороны в конституционном судебном процессе является статус представителя стороны. В ст. 53 Закона о Конституционном Суде РФ представители сторон разделены на две категории.

К первой категории относятся представители по должности: руководитель органа, подписавший обращение в Суд, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы [1] из числа обратившихся с запросом.

Вторая категория может быть представлена адвокатами или лицами, имеющими ученую степень в области права. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами. В Законе, к сожалению, не дается расшифровка, что следует понимать под соответствующими документами, определяющими полномочия представителя стороны. Таковыми в силу требований гражданского законодательства 1 выступают доверенность, которая может быть оформлена у нотариуса, если сторона является физическим лицом, либо доверенность, оформленная от имени организации или органа власти, ордер для адвоката [2] [3] , нормативный правовой акт и т. д.

Невыполнение требований закона о надлежащем представительстве влечет за собой неблагоприятные процессуальные последствия. К таковым, в частности, относится отказ Суда в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Например, Конституционный Суд РФ отказал гражданке Ш. в принятии к рассмотрению ее жалобы в связи с тем, что жалоба не отвечала требованиям Закона о Конституционном Суде РФ. Определяющим в данном деле явилось то, что для решения вопроса о возможности возбуждения конституционного судопроизводства имеет значение выраженная воля самого юридического лица на рассмотрение Судом жалобы, в которой оспаривается конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле с участием данного юридического лица. Вместе с тем из материалов, приложенных к жалобе Ш., следовало, что оспариваемая норма (ст. 139 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ)) была применена в деле с участием общества с ограниченной ответственное™ «Спутниковые Системы СкайРэй», а право заявительницы представлять указанную организацию в Конституционном Суде РФ не было подтверждено соответствующими документами. Таким образом, жалоба исходила от лица, не являющегося надлежащим заявителем по смыслу ст. 96 Закона о Конституционном Суде РФ, соответственно, такая жалоба не могла быть принята Судом к рассмотрению [4] .

В некоторых случаях представитель стороны, несмотря на отнесение его по формальным основаниям к необязательным, факультативным участникам конституционного судебного процесса, играет определяющую процессуальную роль (например, когда представительство от юридического лица осуществляется по должности).

Согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Такие органы могут быть коллегиальными (совет директоров, правление, дирекция) или единоличными (директор, генеральный директор). В соответствии с ГК РФ исполнительный орган также может быть коллегиальным или единоличным (ст. 91, 103). Согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является его руководитель. Если законом не установлен орган юридического лица, он определяется уставом или другим учредительным документом, в том числе орган юридического лица, уполномоченный представлять его интересы как в гражданском обороте, так и в судебных инстанциях. Поэтому в подтверждение правомочности органа участвовать в конституционном судебном процессе в Конституционный Суд РФ должен быть представлен соответствующий документ (выписка из него).

Кроме того, законодательство РФ предусматривает такой вариант представительства, как законное представительство недееспособных. Ими являются опекуны и попечители, прежде всего родители и усыновители. Их права и обязанности определены семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ). Таким образом, им достаточно представить документ об опекунстве или попечительстве. Законные представители могут лично вести дела своих подопечных, поручать ведение дел представителю, а также вести дела совместно с представителем.

Статус представителя стороны и самой стороны в целом может совпадать. Основополагающим здесь является объем полномочий, которыми сторона наделяет своего представителя. Полномочия представителя стороны определяют его место в процессе. Например, если полномочия стороной на ведение дела в конституционном судебном процессе переданы в полном объеме, то представитель автоматически из факультативных участников процесса переходит в группу обязательных. Здесь представитель заменяет сторону. Он имеет право подписывать от имени стороны обращение, знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Представитель стороны может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. Он, так же как и сторона, обязан явиться по вызову Суда, дать объяснения и ответить на вопросы.

В то же время представитель стороны (за исключением законного представителя, представителя по должности) — процессуально нестабильная фигура конституционного судебного процесса. Он может в любое время потерять статус участника данного процесса, поскольку всецело зависит от позиции стороны. Сторона процесса, таким образом, не связана с представителем какими-либо серьезными формальными узами. По своему усмотрению сторона может отозвать доверенность, расторгнуть договор с адвокатом, отменить акт о назначении представителя и т. п., соответственно, с момента совершения стороной таких действий прекращаются полномочия представителя.

В отличие от других процессов в конституционном судебном процессе имеются ограничения по количеству представителей сторон. Их может быть не более трех. Сложно сказать, что лежит в основе данного ограничения. Возможно, законодатель такое количество посчитал разумным и достаточным для качественного представления стороны при рассмотрении дела. Хотя, возможно, в этом проявлялся чисто практический момент и в основе данного ограничения лежала некая целесообразность, в том числе сохранение пространства в помещении, где проходит заседание суда.

Так, в § 48 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации установлено: лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест. Понятно, что интерес к делам, рассматриваемым Судом, огромен, соответственно, желающих присутствовать на нем также большое количество, тем более что сам процесс базируется на принципах открытости и гласности. Однако всему есть предел, тем более вместимости зала судебных заседаний. С этой точки зрения ограничение количества представителей представляется оправданным.

Учитывая изложенное, под представителем стороны в конституционном судебном процессе следует понимать активного участника процесса, наделенного стороной соответствующим объемом полномочий, определяющим правовой режим его участия в конкретном деле.

Рассматривая правовые аспекты участия представителя стороны в конституционном судебном процессе, полагаем необходимым акцентировать внимание и на других представителях, принимающих участие в слушаниях дела на заседаниях Суда. Речь идет о приглашении Судом на заседание заинтересованных в исходе дела лиц. К таковым могут быть отнесены органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, юридические лица 1 . Участие указанных лиц в заседаниях Суда осуществляется посредством представительства. Такие представители не могут быть отнесены к участникам конституционного судебного процесса, но, как отмечается в научной литературе, вступают с Судом в определенные отношения, связанные с конституционным судопроизводством, и проявляют заинтересованность в деле [5] [6] , поэтому также важно их правильное процессуальное оформление.

Показательным является дело [7] по жалобе гражданина Б. о проверке конституционности п. 1 ст. 10 Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». В этом деле наряду с официальными представителями сторон (от гражданина Б. — адвокат X., от стороны органов государственной власти Российской Федерации — постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде РФ А. Н. Харитонов, полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном Суде РФ А. И. Александров, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ М. В. Кротов) приняли участие представители приглашенных государственных органов, учреждений и общественной организации: Генерального прокурора РФ представляла Т. А. Васильева, Министерство обороны РФ — М. Я. Коновалов, Министерство здравоохранения и социального развития РФ — В. А. Перепелица, Пенсионный фонд РФ — С. А. Чирков, Общероссийскую общественную организацию «Российская ассоциация героев» — А. Г. Зайцев.

Участие в рассмотрении дел в Суде наряду со сторонами конституционного судебного процесса органов государственной власти и иных лиц, не относящихся в силу требований закона к участникам процесса, посредством процессуального представительства позволяет Суду наиболее полно и объективно исследовать все обстоятельства дела.

Конституционный суд Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).
Порядок образования и деятельность Конституционного суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» 1994 г. с изменениями 2001 г.
Целью деятельности Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда — 70 лет.
Судьи Конституционного суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.
Все члены Конституционного суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.
Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного суда в отставку.
Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.
Конституционному суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Конституционный суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.
Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.
Право Конституционного суда РФ объявлять законы недействительными подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.

  • Конституционный суд РФ:
    • разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
      • Конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции;
      • договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
      • не вступивших в силу международных договоров РФ;
    • разрешает споры о компетенции между:
      • федеральными органами государственной власти;
      • органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • высшими государственными органами субъектов РФ;
    • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    • по запросам Президента, палат парламента, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции;
    • по запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента;
    • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Участниками процесса в Конституционном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
В пленарном заседании и в заседании палат принимаются решения Конституционного суда РФ, они подписываются всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Решения Конституционного суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.
Постановления и заключения Конституционного суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного суда РФ публикуются в специальном вестнике.
Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного суда.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется «Судебная власть», прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации» 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Контрольные вопросы

  1. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?
  2. Какими полномочиями обладает Президент РФ в области охраны правопорядка?
  3. Каковы полномочия Федерального Собрания в сфере охраны правопорядка?
  4. Какими полномочиями наделено правительство РФ в сфере охраны правопорядка?
  5. Посредством чего осуществляется судебная власть в РФ?
  6. Назовите принципы судопроизводства в РФ.
  7. Что в соответствии с Конституцией РФ относится к федеральным судам?
  8. Что относится к судам субъектов Федерации?
  9. На какие три группы делится система федеральных судов?
  10. Назовите три уровня, на которые делится система арбитражных судов.
  11. Каковы полномочия мировых судей?
  12. Какие требования предъявляет Российское законодательство к членам Верховного и Высшего Арбитражного судов?
  13. Что представляют собой административные суды?
  14. Каков порядок формирования Конституционного Суда РФ?
  15. В каких направления осуществляется деятельность Конституционного Суда РФ?
  16. Какие виды решений принимает Конституционный Суд РФ?
  17. Какой юридической силой обладают решения Конституционного Суда РФ?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приложение. Положение о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации

Положение
о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
(утв. постановлением Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 16 июля 1998 г. N 2834-II ГД)

1. Общие положения

1.1. Должность постоянного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее — постоянный представитель) учреждается для представления правовой позиции Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации.

1.2. Постоянный представитель участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без дополнительного решения Государственной Думы.

1.3. Постоянный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Положением об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Положением.

1.4. При рассмотрении конкретного дела Конституционным Судом Российской Федерации постоянный представитель (представители) представляют правовую позицию Государственной Думы, выраженную в принятом ею федеральном законе или в обращении Государственной Думы, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, либо в постановлении Государственной Думы Российской Федерации (в решении Совета Государственной Думы), принимаемом по материалам предстоящего рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

1.5. Постоянный представитель назначается на должность и освобождается от должности постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постоянный представитель является по должности заместителем начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы. С ним заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок исполнения им функций постоянного представителя.

2. Функции постоянного представителя

Постоянный представитель от имени Государственной Думы:

ведет дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

вместе с депутатами Государственной Думы, назначенными представителями палаты в Конституционном Суде Российской Федерации при рассмотрении конкретного дела, вырабатывает порядок представления правовой позиции Государственной Думы по данному делу;

координирует деятельность иных представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации (не из числа депутатов Государственной Думы), назначенных Государственной Думой для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел;

обеспечивает взаимодействие структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации в процесс выработки правовой позиции Государственной Думы;

консультирует депутатов Государственной Думы и депутатские объединения в Государственной Думе при подготовке проектов обращений Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации и готовит заключения на данные проекты обращений;

вносит предложения по уточнению обращений, направленных Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, внесению ходатайств об отзыве обращений до начала рассмотрения дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

информирует Председателя Государственной Думы, заместителя Председателя Государственной Думы, осуществляющего взаимодействие Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации, а по мере необходимости Совет Государственной Думы о состоянии дел в обращениями, направленными Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, а также о решениях, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации;

вносит предложения о мерах по исполнению решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

3. Права постоянного представителя

Постоянный представитель при осуществлении возложенных на него функций вправе:

запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации заключения, материалы и информацию у структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и получать их не позднее десяти дней со дня внесения запроса;

взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

пользоваться информационной базой Аппарата Государственной Думы;

осуществлять подбор ученых и специалистов для консультаций, а при необходимости для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел.

4. Обеспечение деятельности постоянного представителя

4.1. Постоянный представитель как государственный служащий подчиняется начальнику Правового управления Аппарата Государственной Думы. Уровень документационного, информационного и материально-технического обеспечения деятельности постоянного представителя приравнивается к уровню обеспечения деятельности заместителя начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы.

4.2. Полномочия постоянного представителя не выходят за пределы полномочий, установленных настоящим Положением. За ненадлежащее их исполнение постоянный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Деятельность постоянного представителя обеспечивает рабочий аппарат.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector