Какие условия можно и нельзя изменять в ходе исполнения контракта

Изменение государственного (муниципального) контракта

По общему правилу недопустимо изменять условия контракта при его заключении и исполнении ( ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ ). Исключение составляют случаи, установленные в ст. ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

Так, при заключении контракта в его проект могут быть внесены изменения, предусмотренные ч. 18 ст. 34 данного Закона .

При исполнении контракта его изменение возможно в следующих случаях:

— меняются существенные условия контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;

— осуществляется поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

— изменились стороны контракта (ч. 5, 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Если стороны изменяют условия контракта при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

В этом случае стороны могут быть привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика (Решение Краснодарского УФАС России от 09.07.2015 по делу N ВП-26/2015), так и поставщика (подрядчика, исполнителя) (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5428/15).

Если неправомерное изменение контракта повлекло дополнительное расходование средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ либо уменьшение количества поставляемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), действия виновных сторон образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ. В этом случае на должностное лицо, юридическое лицо может быть наложен административный штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств соответствующего бюджета или цены товаров (работ, услуг), количество (объем) которых было уменьшено.

Изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ

Изменять существенные условия контракта в силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается по соглашению сторон только в следующих ситуациях:

1) возможность изменения была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (только контрактом — при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) в случаях:

— снижения цены без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества товара, работы, услуги и иных условий контракта (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

— увеличения или уменьшения по предложению заказчика количества товара, объема работы или услуги, но не более чем на 10% с пропорциональным изменением цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Примечание. Изменение существенных условий контракта в указанных случаях допускается для контрактов, заключенных заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства, когда такая возможность была предусмотрена только контрактом (пп. «г» п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2022 N 556).

Стороны не вправе включать новые позиции товаров, работ, услуг (Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-65) либо исключать отдельные позиции (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28и-2185).

Количество товаров (работ, услуг) можно увеличивать (уменьшать) неоднократно, так как законодательством не ограничено количество внесений изменений в контракт в этих случаях. Вместе с тем новая цена контракта не может отличаться более чем на 10 процентов от цены, по которой заключен контракт (Письмо Минэкономразвития России от 20.06.2016 N ОГ-Д28-8176).

Ранее Минэкономразвития России указывало, что возможность неоднократно увеличивать (уменьшать) количество и цену товара (работ, услуг) по контракту Законом N 44-ФЗ не установлена (Письмо от 21.07.2015 N Д28и-2185).

При запросе котировок заказчик не вправе изменить условия контракта по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (Письма Минфина России от 01.12.2017 N 24-03-07/79960, от 09.11.2017 N 24-03-07/73936);

2) цена контракта, заключенного на срок не менее трех лет для обеспечения федеральных нужд или нужд субъекта РФ, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и его исполнение без изменения условий невозможно по независящим от сторон обстоятельствам. В такой ситуации условия контракта изменяются на основании решения Правительства РФ или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ соответственно (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 определен размер цены контрактов:

— для обеспечения федеральных нужд: в отношении контрактов, предусматривающих проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, — 40 млн руб., а в остальных случаях — 10 млрд руб.;

— для обеспечения нужд субъекта РФ — 1 млрд руб.;

3) цена контракта, который заключен на срок не менее года для обеспечения муниципальных нужд, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и его исполнение без изменения условий невозможно по независящим от сторон обстоятельствам. Условия контракта в этом случае изменяются на основании решения местной администрации (п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Цена контракта для обеспечения муниципальных нужд предусмотрена в размере 500 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

4) изменяются регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

5) лимиты бюджетных обязательств заказчика уменьшаются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Заказчик обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков его исполнения, и (или) количества товара, объема работы либо услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Сокращение количества товара, объема работы или услуги осуществляется на основании Методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуги при уменьшении цены контракта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (ч. 2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

6) заключается контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ. В этом случае цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, при условии, что данная возможность была предусмотрена контрактом (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

При заключении контракта на выполнение работ стороны вправе составить отдельный сметный расчет. В процессе выполнения работ может потребоваться его изменение.

Согласно п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ, если иное не установлено законом и контрактом.

Пункт 12 этого Обзора предусматривает, что стороны по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Такое условие является ничтожным, если иное не следует из закона.

Отметим, что к предусмотренным Законом N 44-ФЗ случаям, когда возможно изменить цену контракта, не относится увеличение с 01.01.2022 ставки НДС до 20%. К контрактам, заключенным до такого увеличения, с указанной даты применяется новая ставка без изменения общей стоимости товаров (работ, услуг). Таким образом, налог увеличивается за счет поставщика (подрядчика, исполнителя) (Информационное письмо Минфина России от 28.08.2022 N 24-03-07/61247). Исключением являются контракты, которые соответствуют критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186.

Можно ли в ходе исполнения контракта изменить источник его финансирования?

Ответ: Нет, нельзя.

Обоснование: Минэкономразвития России считает, что изменение источника финансирования при исполнении контракта является изменением его существенных условий (Письмо от 03.08.2015 N Д28и-2286).

Данный вывод обусловлен тем, что контракт заключается на условиях, предусмотренных, в частности, в извещении об осуществлении закупки ( ч. 1 ст. 34 Закона 44-ФЗ ), а в нем должен быть указан источник финансирования (п. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ).

Изменять условия контракта при его заключении и исполнении не допускается, за исключением случаев, установленных в ст. ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи определены в ч. 18 ст. 34, ч. 1, 5 — 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Среди них не названа возможность изменять источник финансирования.

Изменение государственного (муниципального) контракта в связи с улучшением качества товара (работ, услуг)

На основании ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по согласованию сторон допускается поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, а также технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте. Цена контракта и (или) цена единицы товара (работы, услуги) в этом случае не меняется. Как разъяснило Минэкономразвития России, возможность такого изменения в ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо от 11.01.2016 N Д28и-65).

Вместе с тем стороны не вправе изменить контракт по указанному основанию в случаях, когда замена товара или страны (стран) его происхождения при исполнении контракта не допускается нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (ч. 7 ст. 95, ч. 6 ст. 14 данного Закона).

Изменение сторон государственного (муниципального) контракта

В соответствии с ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта. Исключение возможно лишь в случае правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Замена заказчика в силу ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможна. При этом к новому заказчику переходят все права и обязанности по контракту.

Из положений п. 7 ст. 448 ГК РФ следует, что поставщик (подрядчик, исполнитель) может уступить третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства. Верховный Суд РФ тоже указал, что такая уступка не противоречит законодательству (п. 17 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Отметим, что ранее по данному вопросу существовала противоположная позиция (см., например, Письма Минфина России от 08.11.2017 N 24-03-08/73600, от 28.09.2017 N 24-03-07/63453, от 05.09.2017 N 24-05-09/57010).

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.

Итак, что же можно изменить?

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей ; на юридических лиц — 200 000 рублей .

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Остались вопросы? Тогда задавайте их ниже в комментариях, мы с радостью на них ответим.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Вряд-ли в сфере госзакупок найдется хотя бы один специалист, которому не приходилось вносить изменения в заключенный контракт. Причин для таких изменений очень много и они могут быть самыми различными – от исправления банальных технических ошибок до корректировки важных условий сотрудничества.

Законодательство о контрактной системе довольно жестко, но не безосновательно, регламентирует порядок изменения заключенных контрактов, выделяя понятие существенных условий и запрещая их редактирование. Вместе с тем, потребности заказчиков в их изменении при наступлении частных случаев исполнения контрактов вызывают множество вопросов и сомнений в правильности и законности их действий.

Рассмотрим два основных момента данной темы:

  • что такое существенные условия контракта;
  • как их изменить, не нарушив Закон № 44-ФЗ.

Какие условия контракта в рамках госзакупок считаются существенными?

Несмотря на то, что понятие существенных условий контракта играет немаловажную роль в контрактной системе, четкого определения того, какие именно условия считаются существенными, Закон № 44-ФЗ не содержит. В таких случаях принято руководствоваться общим законодательством.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ, существенными считаются те условия, которые названы таковыми в каких-либо нормативных правовых актах, а также те, в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Беря во внимание особенности контрактного законодательства, можно заключить, что под понятие существенных попадают условия:

  • объект закупки;
  • цена, порядок и сроки оплаты;
  • характеристики предмета закупки;
  • количество или объем закупки;
  • сроки исполнения обязательств;
  • прочие условия, имеющие существенное значение в контексте заключенного контракта.

Следует понимать, что исчерпывающего перечня существенных условий нет и быть не может. Есть лишь определенные условия, которые являются общими для всех контрактов – такие как цена, сроки, объемы и т.д. Также, например, можно выделить общие существенные условия контрактов на поставку товаров. Но говорить о том, что список полон было бы неправильно.

Для того чтобы каким-то образом внести определенность и формализовать данное понятие, некоторые заказчики еще на этапе заключения прописывают в тексте контракта, какие именно условия считаются существенными.

Однако при этом следует понимать, что лишь тот факт, что вы не включите в свой список цену, характеристики объекта закупки или другие общепринятые условия, они не перестанут быть существенными. Их изменение даже в этом случае будет считаться нарушением законодательства.

Когда можно изменить существенные условия?

Случаи, допускающие изменение существенных условий контракта прописаны в статье 95 закона о контрактной системе. К ним относятся:

  • уменьшение лимитов доведенных средств;
  • изменение тарифов и цен, регулируемых законом;
  • на основании решений органов власти;
  • когда возможность изменения прописана в контракте.

Дополнить этот список можно, руководствуясь общими положениями Гражданского Кодекса, согласно которому изменить существенные условия можно в случае изменения первоначальных обстоятельств, при которых был заключен контракт, форс-мажора или каких-то других независящих от заказчика и исполнителя причин.

Заключение

В качестве заключения я бы рекомендовал запомнить и взять за правило, что существенные условия контракта изменять нельзя. Если это необходимо сделать – подумайте, как можно решить проблему, не меняя существенных условий.

Если же иных решений нет, прописывайте обоснование в тексте соглашения и будьте готовы предоставить проверяющим органам веские аргументы необходимости и обоснованности своих действий, ведь зачастую в таких случаях все списывается на низкий уровень планирования закупки.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector