После проведения административного расследования сразу вынести постановление

Административное расследование

Административное расследование проводится после возбуждения дела об административном правонарушении в целях составления качественного протокола об административном правонарушении.

Это одна из процедур, входящая в порядок привлечения к административной ответственности, которая может и не проводиться.

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Такое расследование проводится не во всех областях, а определенных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ. К примеру, в сфере антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе и т.п.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В указанной статье предусмотрено более 90 таких должностных лиц, поэтому их не будем перечислять.

Повод для административного расследования

Поводов для возбуждения дела об административном правонарушении и для проведения административного расследования по сравнению с уголовно-процессуальным законодательством большее количество. При этом, для отдельных статей предусмотрены «свои» поводы.

Это обусловлено обширностью регулирования сфер деятельности, в которых применяется КоАП РФ, что как указывалось выше влияет на количество должностных лиц, имеющих право проводить расследование и составлять протоколы об административном правонарушении.

КоАП РФ выделяет следующие основные (наиболее часто встречающиеся на практике) поводы:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
  • другие поводы, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ.

Определение об административном расследовании

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются следующие:

  1. Дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение.
  2. Повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающий на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей КоАП РФ либо законом субъекта Российской Федерации, за совершение которого предусмотрена административная ответственность;
  3. Запись о разъяснении прав физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении.
  4. Подпись должностного лица, вынесшего определение.

Виды процессуальных действий в ходе проведения административного расследования

Вопрос о процессуальных действиях, требующих значительных временных затрат, в юридической литературе и на практике воспринимается по-разному.

Например, экспертиза может проводится более двух недель, здесь мы согласны требуются временные затраты. Но почему получение объяснения с лица, в отношении которого ведется административное расследование требует значительных временных затрат? Такое лицо вправе не давать объяснение или дать в короткие сроки, например, за 10 минут.

Над этим можно поразмышлять, но не будем углубляться в тонкости юридической науки, а перечислим процессуальные действия, которые возможно выполнить в ходе административного расследования:

  • получение объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП РФ) (процедура взятия объяснение сотрудником полиции написана в статье «опрос полиции«);
  • получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП РФ);
  • взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • фотографирование и фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ);
  • направление поручения для совершения отдельных действия (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • направление запроса в соответствующие территориальные органы (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
  • иные процессуальные действия, как предусмотренные, так прямо не указанные КоАП РФ.

Насчет последних действий хотелось дать небольшие пояснения, поскольку такие встречаются на практике.

Суть административного расследование как говорилось выше составить качественный протокол об административном правонарушении. Для этого собираются и фиксируются доказательства в условиях ограниченных сроков административного расследования (о сроках будет написано ниже).

Итак, представим довольно типичную ситуацию в наше время — возникла необходимость зафиксировать определенную информацию на сайте. Какое из перечисленных процессуальных действий проведет должностное лицо? Истребование сведений?

Может ли он провести осмотр? Исходя из практики может. Правовые основания у него, предусмотренные КоАП РФ, имеются, например, одна из разновидности осмотра предусмотрена ст. 27.8 КоАП РФ. Но это вопрос достаточно спорный и дискуссионный, поскольку такое доказательство можно требовать признать недопустимым (ч. 3 ст. 26.3 КоАП РФ).

Сроки проведения административного расследования

Административное расследование должно быть проведено в срок не превышающий один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  • Решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца.
  • Решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев.
  • Решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.
  • Решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения.

В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

Крайнее удивление у нас (юристов сайта lawyers-law.ru) вызвала информация в интернете (также обращаются за консультацией лица начитавшись данных сведений) о том, что административное расследование можно приостановить. Некоторые выделяют такое приостановление в качестве отдельной стадии административного расследования. Кстати, именно из-за вот таких «ошибок» досрочно начали раскрывать тему по административному праву.

Со всей ответственностью заявляем: срок административного расследования приостановить нельзя! Читайте КоАП РФ и найдите там обратное утверждение. При написании схожей статьи разрешаем исключительно данный абзац перепечатывать слово в слово.

Результаты административного расследования

По окончании административного расследования

  1. Составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).
  2. Выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Необходимо помнить, что должностное лицо, потратившее значительное количество времени на административное расследование, при пассивном поведении лица, в отношении которого ведется такое расследование, вынесет протокол об административном правонарушении. Возможно даже в случае наличия основания для прекращения дела об административном правонарушении.

Благодарим за проявленный интерес к статье. Предлагаем ознакомиться с другими «Полезными статьями», а также более подробно узнать про оказание «Юридических услуг по административным делам».

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.2010 n 12-752/10 Заключение о степени тяжести полученных пострадавшим телесных повреждений, составленное после окончания срока административного расследования, не может быть использовано в качестве допустимого доказательства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 КоАП РФ, что служит основанием для отмены вынесенного судом постановления с направлением дела на новое рассмотрение.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2010 г. N 12-752/10
Судья Кальченко А.А. Дело N 6-230/10

Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Н., рассмотрев 24 августа 2010 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2010 года в отношении
Т., ,
установил:
Постановлением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2010 г. Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на 1 год.
Вина Т. установлена в том, что 05 октября 2009 г. в 07.45, управляя автомобилем ИЖ 2126-020 гос. номер , у д. 38 по ул. Подвойского в Санкт-Петербурге совершил нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, а именно: в нарушение п. 14.1 ПДД РФ, согласно которому водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, водитель Т., двигаясь по ул. Подвойского от пр. Солидарности в сторону Товарищеского пр., в районе д. 38 по ул. Подвойского произвел наезд на пешехода С., пересекающую проезжую часть в зоне нерегулируемого пешеходного перехода слева направо относительно направления движения его автомашины, в результате чего С. был причинены телесные повреждения, расценивающиеся как легкий вред здоровью.
Т. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, указывая, что заключение эксперта N 102-адм. от 15.04.2010 г. является недопустимым доказательством, так как получено после окончания срока административного расследования.
С определением о назначении экспертизы ни он, ни потерпевшая ознакомлены не были. Протокол об административном правонарушении также не может быть признан допустимым доказательством, поскольку поводов и оснований для его составления не было. В материалах дела отсутствуют подлинники документов, на основании которых было рассмотрено дело, что не допускается КоАП РФ. Показания его и потерпевшей были получены с нарушением требований ст. ст. 25.1, 25.2, 25.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела в суде им не были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ.
Т. и потерпевшая С. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены.
В ходе рассмотрения жалобы защитник Трубинова Н.А. Смирнова О.В. поддержала изложенные в ней доводы, просила направить дело на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Перечень доказательств по делу об административном правонарушении указан в главе 26 КоАП РФ.
В частности, одним из необходимых источников доказательств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.24 КоАП РФ, является заключение судебно-медицинского эксперта о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
Однако как усматривается из материалов настоящего дела, возбужденного 07 октября 2009 г., судебно-медицинская экспертиза была назначена и проведена после 12 апреля 2010 г., то есть по окончании предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ срока административного расследования.
При этом протокол об административном правонарушении, составляемый по окончании административного расследования, датирован 05 апреля 2010 г.
При таких обстоятельствах заключение о степени тяжести полученных С. телесных повреждений, полученное после окончания срока административного расследования, не может быть использовано в качестве допустимого доказательства по делу.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение в Невский районный суд Санкт-Петербурга, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалобы.
С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2010 г. в отношении Т. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Т. возвратить в Невский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья
ШИРОКОВА Е.А.

Порядок и сроки расследования ДТП в 2022 году

Дорожные происшествия, подразделяются на отчетные и неотчетные. Подлежат учету те аварии, в которых участвовало более двух транспортных средств, а их последствиями являются нанесенный ущерб государственному имуществу и наличие пострадавших. В эту категорию также относят несложные ДТП, водители которых не смогли достичь соглашения. Такие события регистрируются и фигурируют в различных сводках и в отчетных материалах. Они подлежат расследованию с целью выявления виновного лица и применения к нему мер наказания. Неочетные происшествия не регистрируются и не подлежат расследованию, поскольку для таких событий характерны несильные повреждения транспорта, отсутствие пострадавших и претензий друг к другу у водителей.

Как происходит разбирательство в ГИБДД?

Расследование дорожного происшествия начинается сразу же после вызова сотрудника ГИБДД. Процедура проводится в несколько этапов. Ее итог зависит от компетентности специалиста, оформляющего ДТП. На начальном этапе определяется криминалистический характер происшествия и степень ответственности его участников. Дальнейший порядок расследования определяется в зависимости от наличия пострадавших и от степени нанесения вреда их жизни и здоровью.

В процессе расследования важно установить причинно-следственную связь при ДТП. Не всякое нарушение ПДД становится причиной аварии. Авария может быть совершена по причинам, не связанным с нарушениями нормативных актов. К таким происшествиям можно отнести плохое дорожное покрытие и недостаточную видимость дорожной разметки и знаков.

После оформления всех бумаг на месте происшествия и регистрации аварии, проводится судебная автотехническая экспертиза. В процессе мероприятия оцениваются обстоятельства ДТП и проводится их сопоставление с техническим состоянием транспортных средств, с наличием следов на автомобилях и на месте происшествия. Экспертная операция актуальна в случае отказа страховщика в выплате по причине подозрений страхователя в обмане, заключающемся в получении повреждений при предыдущем происшествии. На заключительном этапе расследования уполномоченные лица, проводившие расследования подводят итоги и выносят соответствующее решение. Оно может быть обжаловано на протяжении 10 дней.

Кто принимает участие?

Оформление отчетного ДТП осуществляется сотрудником ГИБДД. В его компетенции заполнение основных бумаг о происшествии, оказание помощи его участникам и свидетелям в написании объяснительных. По инициативе специалиста проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого лаборантом оформляется акт тестирования. Комплект бумаг анализируется дознавателем ГИБДД, который определяет виновника аварии по признакам преступления в его действиях. Он также выносит решение о квалификации дела как уголовного или административного. Уголовное дело расследуется в прокуратуре или следственными органами. При административном нарушении ответственным представителем выносится решение о начислении штрафных санкций.

Порядок процедуры в зависимости от вида ДТП

Порядок проведения расследования зависит от типа дорожного происшествия, определяемого наличием потерпевших и степенью нанесенного вреда их здоровью. Если в результате аварии пострадали только транспортные средства, то проведение расследования осуществляется сотрудником ГИБДД, который вправе на месте выявить виновного, оформить протокол о правонарушении и привлечь его к административной ответственности. При возникновении спорных ситуаций, возможно назначение экспертных обследований, что актуально при сильных повреждениях движимого имущества.

При наличии пострадавших лиц среди пассажиров или пешеходов, на место происшествия выезжает судмедэксперт, вызов которого оформляет сотрудник ГИБДД. Специалист проводит осмотр пострадавших и определяет степень нанесенного вреда, от которого будет зависеть порядок дальнейшего расследования. Любая ответственность водителей возникает только после вынесения соответствующего решения или постановления. Она становится актуальной спустя 10 дней, выделенных на обжалование.

Расследование дорожного происшествия с потерпевшими и погибшими проводится в соответствии с положениями УК РФ. Порядок разбирательств несложных аварий регламентирован КоАП РФ. В нормативно-правовых актах определяются правила проведения мероприятия в зависимости от обстоятельств происшествия. В их положениях также указаны сроки в которые необходимо вложиться участникам ДТП и уполномоченным органам.

Административное и уголовное расследование

Граница между административной и уголовной ответственностью определяется тяжестью нанесенных телесных повреждений пострадавшим. Согласно уголовному законодательству, она подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую степень. При легкой степени к виновнику применяется административное наказание. При нанесении повреждений средней тяжести дополнительно оцениваются отягчающие обстоятельства, выраженные в нахождении за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или одновременный наезд на нескольких пешеходов. Нанесение пассажирам или пешеходам тяжелых травм подлежит уголовному разбирательству.

Уголовное дело открывается прокурором или начальником следственного отдела. Не каждое дело доходит до суда. В процессе делопроизводства стороны могут договориться о примирении с выплатой материального и морального возмещения ущерба. В такой ситуации при отсутствии жертв, следователь вправе закрыть дело в процессе расследования. Если дело уже доведено до суда, прекратить уголовное преследование в отношении виновника ДТП возможно при подаче потерпевшим участником ходатайства.

Сроки следствия

Законом выделяется на административное расследование один месяц со дня открытия дела об административном правонарушении. В случае, если за этот период не удается выявить все обстоятельства происшествия, то расследование может быть продлено до 6 месяцев. Такое решение выносится руководством ГИБДД, при условии отсутствия потерпевших или причинения пешеходам или пассажирам легкого или среднего вреда здоровью. Сроки рассмотрения уголовного дела обычно не превышают 2 месяца. Процедура может быть продлена до 3 месяцев в случае возникновения сложностей при расследовании. В особо сложных ситуациях допустимо ведение дела до года.

При оформлении аварии на месте происшествия составляется протокол, справка о ДТП, схема аварии и акт медицинского освидетельствования. На проведение экспертизы и получение экспертного заключения выделяется 10 дней. Административное привлечение может быть проведено прямо на месте ДТП на основании оформленного сотрудником ГИБДД протокола. По итогам судебного расследования оформляется решение. Протокол и решение могут быть обжалованы на протяжении 10 дней с даты их вынесения.

Порядок разбора ДТП с пострадавшими

Если в результате дорожного происшествия есть пострадавшие, то об этом факте необходимо сообщить дежурному оператору при вызове сотрудника ГИБДД для оформления аварии. Он обеспечит вызов представителей судмедэкспертной организации для оказания медицинской помощи и проведения экспертизы по определению тяжести нанесенного телесного вреда. Дальнейшее расследование проводится в соответствии с алгоритмом:

  1. Составление схемы происшествия.
  2. Выяснение причин ДТП.
  3. Проведение контроля водителей на наличие следов алкоголя и наркотиков в крови.
  4. Оформление протокола.
  5. Подача оформленных на месте происшествия документов в отделение ГИБДД.
  6. Вынесение решения дознавателем о квалификации дела как уголовного или административного на основании анализа поданной документации.
  7. Расследование по схеме административного или уголовного дела.

При выявлении сложностей определения обстоятельств происшествия, после оформления регламентированного пакета документов, все участники ДТП приглашаются в отделение ГИБДД для проведения процедуры по схеме «группа разбора ДТП». В ходе мероприятия проводится анализ всех факторов для выявления истинных причин аварии и определения степени вины каждого водителя. Для компетентного подхода к решению проблемы, участники обычно прибегают к услугам юриста, которые могут представлять их интересы на мероприятии.

Заключение

Расследование дорожного происшествия проводится с целью выявления виновного в аварии лица и привлечения его к административной или уголовной ответственности. Виновник ДТП может быть также привлечен к материальному ответу, выраженному в компенсации нанесенного ущерба транспортному средству потерпевшему или здоровью пострадавших. Порядок проведения расследования зависит от обстоятельств происшествия и наличия отягчающих факторов.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector