Налог на имущество при отсутствии кадастровой стоимости

Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости

Закон региона о налоге на имущество от кадастровой стоимости

Возможность уплаты налога по кадастровой стоимости в регионе вводится законом субъекта РФ. Такой закон может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимости (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Например, в Москве особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяет Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций».

Если закона нет, то процедура расчета для вас закончена.

О том, где можно выяснить, принят ли в регионе соответствующий закон, читайте в статье «Все больше регионов переходят на налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».

Перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости

Недвижимость, подлежащая обложению налогом, должна быть включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень формирует уполномоченный орган исполнительной власти вашего субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.

Обратите внимание, в перечне приводится конкретный объект недвижимости (например, здание), с указанием его кадастрового номера, полного адреса и кода КЛАДР. Если свою недвижимость в перечне вы не обнаружили, процедура расчета закончена.

Величина кадастровой стоимости, необходимой для расчета

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 2 ст. 375 НК РФ). Следовательно, уплата налога возможна только если эта стоимость определена. Если нет, обязанность по уплате налога у вас не возникнет в связи с отсутствием налоговой базы (п. 2 ст. 375, подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

После того, как вы установили кадастровую стоимость, можно переходить к определению налоговой базы и расчету налога (авансовых платежей).

О том, где можно выяснить величину нужной кадастровой стоимости, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества?».

Внимание! Если кадастровая стоимсоть установлена судом с учетом НДС, то налогооблагаемой базой признается стоимость иущества без учета налога. Подробности см.здесь.

Определение налоговой базы

Если вы – собственник всего объекта недвижимости, то налоговая база по налогу равна его полной кадастровой стоимости.

Если вам принадлежит часть объекта, а кадастровая стоимость определена для него в целом (например, помещение в здании), налоговой базой будет доля кадастровой стоимости исходя из доли площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Например, вам принадлежит помещение, площадью 300 кв. м в здании площадью 3 000 кв. м. Кадастровая стоимость здания 30 млн руб.

Тогда налоговая база по вашему помещению составит 3 млн руб. (30 млн × 300 / 3 000).

Как считать налог на имущество при изменении кадастровой стоимости с 2022 года читайте здесь.

Кроме того с 2022 года отменен налог на движимое имущество. Подробности в материале «Налог на движимое имущество отменили».

Какой может быть ставка?

Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 380 НК РФ).

При этом ставка по «кадастровой» недвижимости, начиная с 2016 года, не может быть больше 2%, независимо от региона (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Рассмотрим как правильно осуществить расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

Расчет налогового платежа

Сумма налога за год определяется по формуле:

НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка

Если в вашем регионе установлены отчетные периоды и уплата авансовых платежей, платеж за отчетный период (например, за 1 квартал) нужно рассчитать исходя из ¼ кадастровой стоимости (доли стоимости) объекта (подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка

В этом случае сумма налога к уплате по итогам года будет равна разнице между исчисленной суммой налога за год и суммой авансовых платежей.

Пример

Кадастровая стоимость объекта недвижимости равна 10 млн руб. Ставка налога – 1,5%. Тогда:

  • годовая сумма налога составит 150 000 руб. (10 000 000 × 1,5%);
  • авансовые платежи по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев будут равны 37 500 руб. (10 000 000 × ¼ × 1,5%);
  • сумма налога к уплате по итогам года – 37 500 руб. (150 000 – 3 × 37 500).

Однако если право собственности на объект недвижимого имущества возникло или прекратилось в течение отчетного периода, то сумма налога за налоговый период и авансового платежа за отчетный период определяется исходя из количества полных месяцев владения им. Формулы для расчета такие:

АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка × Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в отчетном периоде/3;

  • для полной суммы налога за год:

НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка / Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в году/12.

Полным месяцем владения с 2016 года считается тот, в котором право на объект возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Применяем льготы

Если вы имеете право на льготу, предусмотренную в отношении начисляемого налога гл. 30 НК РФ или законом региона, то у вас есть возможность либо вообще не платить этот налог, либо уменьшить его величину. Документы, подтверждающие право на льготу, необходимо будет представить в ИФНС.

Итоги

Налог на имущество по кадастровой стоимости рассчитывается всеми налогоплательщиками вне зависимости от применяемой системы налогообложения. О том как правильно рассчитать величину налога к уплате мы рассказали в данной статье.

Налог на имущество при сносе объекта

Вопрос уплаты имущественного налога на объекты недвижимости, подлежащие сносу, вызывают немало вопросов у налогоплательщиков. С одной стороны, органы фискальной службы требуют уплату налога за период учета объекта в ЕГРН. С другой стороны, Минфин и высшие судебные инстанции сообщают о прекращении налоговых обязательств на основании фактического сноса объекта. В статье разберем, как рассчитывается налог на имущество при сносе объекта, а также выясним, прекращаются ли налоговые обязательства для физлиц и организаций в случае, если объект снесен, но числиться на учете в ЕГРН.

Налог на недвижимость: общие положения

Порядок налогообложения объектов недвижимого имущества регламентируется:

  • главой 30 НК РФ – для организаций;
  • главой 32 НК РФ – для физлиц.

Согласно налоговому законодательству, плательщиками налога на имущество признаются юрлица и физлица, владеющие объектами недвижимости на правах собственности. Объектами налогообложения признается недвижимость как жилого, так и коммерческого назначения.

Базой для расчета налога на имущество в части налогообложения объектов недвижимости является кадастровая стоимость объекта, зафиксированная в Росреестре на 1 января налогового периода (календарного года).

Формула расчета налога на недвижимость выглядит так:

Налог на имущество = КадастСтоимость * Ставка,

где КадастрСтоимость – кадастровая стоимость, действительная на 1 января отчетного года;
Ставка – налоговая ставка, установленная региональным муниципалитетом региона.

Организации, признанные плательщиками налога на имущество, обязаны оплачивать аванс по налогу ежеквартально в размере ¼ от суммы годового платежа. По окончанию налогового периода юрлица подают в ФНС налоговую декларацию и осуществляют окончательный расчет по налогу (годовая сумма за минусом перечисленных авансов).

Физлица оплачивают налог по итогам календарного года, на основании уведомления, направленного ФНС в соответствующем порядке.

Налог на имущество при сносе объекта

Налог на имущество при сносе объекта

Согласно НК РФ, налог на имущество начисляется за период, в течение которого объект недвижимости учитывался в ЕГРН. Таким образом, юрлицо/гражданин приобретает обязательство по уплате налога при постановке объекта на учет и теряет такое обязательство при снятии недвижимости с регистрации.

Однако, при сносе объекта недвижимости данные о таком объекте числятся в ЕГРН после фактического сноса. Таким образом, у налогоплательщика возникают дополнительные обязательства по уплате налога на имущество за период, когда объект недвижимости фактически не существует.

Данный вопрос долго являлся объектом спора между налогоплательщиками и органами ФНС. Налоговики утверждали, что единственным основанием для определения периода налогообложения является период с момента постановки недвижимости на учет до дня снятия такого объекта с регистрации (в том числе после сноса). При этом собственники снесенных объектов считали данную позицию несправедливой, ведь фактически приходилось платить за уже снесенный объект.

В июне 2022 года Минфин встал на сторону налогоплательщиков, выпустив письмо с разъяснениями относительно начисления налога на имущество физлиц по снесенным объектам. Согласно письму № 03-05-06-01/48273 от 16.06.2022 года, исчисление налога на имущество физлиц прекращается по факту сноса дома, в котором находится квартира физлица, до момента внесения соответствующих данных в Росреестр.

В сентябре 2022 года позицию Минфина поддержал Верховный суд. На основании определения СК по экономическим спорам № 305-КГ18-9064 от 20.09.2022 года, Верховный суд сообщил следующее:

  • уплата налога на имущество является частью бремени, которое лежит на собственнике в связи с необходимостью обслуживание объекта;
  • снос объекта недвижимости, то есть его фактическое отсутствие, является основанием для прекращения начисления налога на имущество;
  • наличие в ЕГРН записи об объекте недвижимости, при условии, что объект фактически снесен, не является основанием для начисления налога на имущество.

Вышеописанное решение Верховного суда принято в отношении налогоплательщика-юрлица. На основании решения можно сделать вывод, что в момент фактического сноса объекта недвижимости организация-собственник теряет обязательство по уплате налога на имущество. Сведения, содержащиеся в Росреестре об объекте недвижимости, сами по себе не могут служить основанием для начисления налога, при фактическом отсутствии такой недвижимости.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как рассчитать налога на имущество при сносе объекта: примеры

Согласно разъяснениям Минфина и решению Верхового суда, начисление налога на имущество осуществляется с момента постановки объекта недвижимости на учет до момента его фактического сноса.

Расчет налога производится пропорционально количеству месяцев, до момента сноса объекта. ФНС вправе взыскать налог за полный месяц при условии, если объект недвижимости был снесен после 15-го числа календарного месяца включительно.

Для того, чтобы наглядно разобраться в порядке расчета налога на недвижимость при сносе объекта, рассмотрим примеры.

Расчет налога на имущество физлица при сносе дома

Куликов В.В. владеет квартирой в аварийном доме, кадастровая стоимость которой на 01.01.2022 года составляет 1.503.202 руб.

На основании соответствующего решения аварийный дом был снесен 11.06.2022 года.

В июне 2022 года Куликов обратился в ФНС с заявлением о перерасчете налога на имущество за 2022 год, в связи с фактическим сносом объекта недвижимости.

ФНС произвел расчет налога на имущество за период 5 календарных месяцев (январь – май 2022 года). Так как дом снесен до 15-го числа, налог на имущество за июнь не начисляется.

При расчете налога на имущество Куликов ФНС использована налоговая ставка, действующая в регионе – 0,1%.

Расчет налога выглядит так:

1.503.202 руб. * 0,1% / 12 мес. * 5 мес. = 626,33 руб.

Как рассчитать налог на имущество организации при сносе объекта

На балансе ООО «Ультиматум» находится комплекс зданий, кадастровая стоимость которых на 01.01.2022 года составила 3.880.500 руб.

При расчете налога на имущество в регионе применяется ставка 2%.

Бухгалтер «Ультиматума» рассчитал квартальные авансовые платежи по объекту недвижимости в следующем порядке:

3.880.500 руб. * 2% / 4 = 19.404,30 руб.

Авансы по налогу были перечислены в следующем порядке:

№ п/п Отчетный период Сумма перечисленного аванса Дата перечисления аванса
1 1 квартал 2022 года 19.404,30 руб. 08.04.2022
2 2 квартал 2022 года 19.404,30 руб. 10.07.2022

16.08.2022 года комплекс был снесен, о чем имеется соответствующий документ.

20.08.2022 года представитель «Ультиматума» обратился в ФНС с документами, подтверждающими снос комплекса зданий, и заявлением о перерасчете налога на имущество за 2022 год. Также представитель «Ультиматума» подал в ФНС налоговую декларацию.

На основании обращения ФНС произвел перерасчет налога на имущество. По итогам перерасчета годовая сумма налога составила:

3.880.500 руб. * 2% / 12 мес. * 8 мес. = 51.740 руб.

На основании декларации «Ультиматум» обязан перечислить в бюджет окончательный расчет по налогу в следующем размере:

51.740 руб. – 19.404,30 руб. – 19.404,30 руб. = 12.931,40 руб.

Одобрены поправки о совершенствовании градостроительной деятельности

Правительство РФ одобрило законопроект о совершенствовании градостроительной деятельности и установлении зон с особыми условиями использования территорий и приняло решение внести его в Госдуму, сообщается на сайте кабинета министров в пятницу.

«Законопроект направлен на решение задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования территорий, определения их режима и установления их границ», — говорится в сообщении.

В частности, в Градостроительном кодексе предлагается уточнить понятие объекта капстроительства. Из него предлагается исключить постройки, не имеющие прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют их переместить или демонтировать, а также последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и изменения основных характеристик постройки.

Кроме того, предлагается уточнить полномочия органов власти в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Предусматривается, что такая экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более регионов, должна проводиться федеральными ведомствами.

Также документом предлагается внести изменения в кодекс, касающиеся подготовки карты градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки. Согласно этим изменениям, карта градостроительного зонирования будет оформляться в бумажной форме и в виде электронного документа, требования к форме и порядку подготовки которого будут устанавливаться кабмином.

Отмечается, что предлагаемые изменения позволят систематизировать законодательные нормы об ограничениях в использовании земельных участков, сформировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах зон с особыми условиями использования территории и обеспечить права и законные интересы правообладателей земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Новый административный регламент ГИБДД вступил в силу (Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 № 664)

В России с двадцатого октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД.

Регламент будет регулировать работу сотрудников Госавтоинспекции. Так, по новым правилам, полицейские не будут отбирать права сразу на месте нарушения. Провинившиеся водители должны самостоятельно сдать удостоверение в подразделение инспекции в течение трех дней. Также сотрудники ГИБДД будут обязаны отвезти водителя из лаборатории обратно к машине, если медосвидетельствование показало, что он трезв.

Новый регламент не запрещает съемку сотрудников полиции, если это не ограничено другими законодательными актами.

Помимо этого, сотрудники инспекции не смогут устраивать «засады». В документе подчеркивается, что патрульная машина должна быть хорошо видна участникам дорожного движения.

Кроме того, регламент обязывает сотрудников ДПС быть вежливыми в общении с водителями, воздерживаться от высказываний, которые можно истолковать как дискриминацию по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

Новые правила также закрепили порядок оформления Европротокола.

С текстом документа можно ознакомиться по ссылке .

Если кадастровая стоимость недвижимости не определена — налог на имущество платить не нужно

В своем Письме от 27 сентября 2017 г. N 03-05-04-01/62799 Минфин ответил на вопрос о том, необходимо ли уплачивать налог на имущество , если недвижимость не включена в региональный перечень объектов, налоговая база в отношении которых принимается равной кадастровой стоимости или если данная стоимость совсем не установлена.

Если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, поименованных в пп. 1 и 2 п. 1 ст.378.2 НК РФ была определена и (или) указанный объект недвижимости не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений статьи 378.2 НК РФ.

При этом в Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае.

П. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия указанного закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст.378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Поэтому, по мнению Минфина, в отношении включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

Иными словами, налог платить не нужно в случае, если недвижимость включена в региональный перечень, но кадастровая стоимость ее не определена и наоборот, если кадастровая стоимость определена, но само здание не включено в перечень.

Напомним, что в обязательном порядке налог на имущество организаций уплачивают организации, применяющие общий режим налогообложения, фирмы на спецрежимах (УСН, ЕНВД и ЕСХН) данный налог не платят за исключением некоторых объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ (торговые центры, административно-торговые центры и др.). В отношении указанных объектов налоговая база принимается равной их кадастровой стоимости на 1 января отчетного года.

Федеральный закон РФ от 30.09.2017 г. № 286-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Статья 343.3. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море

1. Налогоплательщик в налоговые периоды с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море, на величину налогового вычета, определяемого и применяемого в порядке, установленном настоящей статьей (далее в настоящей статье — налоговый вычет).

2. Налоговый вычет применяется в налоговом периоде при одновременном выполнении следующих условий в отношении участка недр, расположенного полностью или частично в Черном море, на котором осуществляется добыча газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья:

— в отношении такого участка недр не применяется коэффициент Кас, установленный пунктом 11 статьи 342.4 настоящего Кодекса;

— месторождение углеводородного сырья участка недр, на котором осуществляется добыча газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, не относится к новым морским месторождениям углеводородного сырья.

3. Налоговый вычет вправе применять налогоплательщики-организации, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя в период до 1 января 2017 года.

4. Налоговый вычет определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в период с 1 января 2022 года по последнее число налогового периода (включительно), в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, отвечающих условиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи, и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.

С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке .

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector