На каком вещном праве пфр предоставляются земельные участки

1. Государственное учреждение либо государственное предприятие приобретает в земельный участок у физического лица либо у юридического лица

Вопрос

1. Государственное учреждение либо государственное предприятие приобретает в земельный участок у физического лица либо у юридического лица. На каком праве данный участок будет находиться у государственного учреждения, государственного предприятия? 2. Государственное учреждение либо государственное предприятие приобретает у физического лица либо у юридического лица в оперативное управление (хозяйственное ведение) здание, одновременно со здание передается земельный участок. На каком праве земельный участок под зданием будет находиться у государственного учреждения, государственного предприятия?».

Ответ

: У государственного учреждения земельный участок может находиться только на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В случае если объекты недвижимости передадут на праве оперативного управления государственному учреждению, гос.учреждение вправе оформить земельный участок занимаемый объектом недвижимости на праве постоянного (бессрочного пользования) в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.

У государственного предприятия земельный участок может находиться только на праве хозяйственного ведения или аренды.

Согласно действующему законодательству гос.предприятие не может являться титульным владельцем земельного участка, поскольку данным лицам земельный участок предоставляется на праве аренды, к такому выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 23.01.2008 N КА-А40/14441-07.

Законом определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому принципу, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ч.1 ст.20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с необходимыми документами, установленные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 2 статьи 48 Гражданского кодекса РФ, учреждение относится к категории юридических лиц, на имущество которых их учредители (участники) имеют вещные права (право собственности). Соответственно, самому учреждению имущество не может принадлежать на праве собственности. В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ за учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления; учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, запрет на предоставление земельных участков на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, установлен только для учреждений и созданных государственными академиями наук.

Относительно государственных предприятий следует отметить, что в соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст.294, 296 настоящего Кодекса.

В силу ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

В ст. 294 Гражданского кодекса РФ закреплено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В ст. 11 Закона № 161-ФЗ закреплено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Таким образом, законодательство не предусматривает возможности предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, приобретать право собственности на объекты недвижимого имущества, в том числе в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования приобретать права собственности на земельные участки, а не право аренды на них. Причем независимо от того, что на данном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий предприятию на праве хозяйственного ведения.

Данный вывод также подтверждается примерами из судебной практики.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 01.08.2013 № А41-29112/12 указывается, что при наличии зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок муниципальное предприятие в силу своей специальной правоспособности ограничено в возможности переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, которое в силу закона не может принадлежать такому предприятию на объекты недвижимого имущества.

Также в Постановлении ФАС Центрального округа от 26.06.2009 № А54-4484/2008-С8 разъяснено, что унитарное предприятие, которое согласно ст. 113 ГК РФ является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, не может приобрести земельный участок в собственность.

Выкупить земельный участок могут только те юридические лица, правовой статус которых позволяет иметь имущество в собственности, в связи с чем унитарное предприятие, которое согласно ст. 113 ГК РФ является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, не может приобрести земельный участок в собственность.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Журнал «Юрист компании» март 3 2013 Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Что поможет оспорить незаконный отказ;

Что нужно сделать продавцу здания, если земельный участок находился у него на праве постоянного (бессрочного) пользования;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

Как оформить приобретение земельного участка

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Александр Кобзарев

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Валентина Яковлева

Право бессрочного пользования земельным участком

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2022 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году. Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года. Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2022 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ , а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ .

Главная же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ .

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Для юридических лиц за нарушение сроков переоформления даже предусмотрена административная ответственность по статье 7.43 КоАП РФ.

На каком вещном праве пфр предоставляются земельные участки

Как известно, в гражданском праве гражданские права делятся на вещные и обязательственные. Вещные права в зе­мельном праве — одна из правовых форм реализации отноше­ний земельной собственности. Их обладателю они предостав­ляют возможность непосредственно осуществить воздействие на земельный участок и господство над ним.

Право собственности на землю является главенствую­щим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжения землей. Однако наряду с правами собственности имеется ряд других видов вещных прав на землю, которые получили широкое распро­странение в современном российском законодательстве, осо­бенно с принятием в 1994 году Гражданского кодекса РФ. К ним относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) поль­зования земельным участком; право ограниченного пользова­ния земельным участком (сервитут).

Вещные права, как и право собственности, объектом своих правомочий имеют земельный участок, конкретно оп­ределенный на местности и имеющий соответствующий када­стровый номер или статус.

Рассмотрим вещные права на землю по отдельности.

Право постоянного (бессрочного) пользования зе­мельным участком

Данное право закреплено в ст. 20 ЗК РФ, а также рассматри­вается как вещное право (титул) в главе 17 ГК РФ (ст. 216,264, 268). Необходимо сразу отметить, что выявляются существенные отли­чия в регулировании реализации права постоянного (бессрочно­го) пользования земельным участком, предусмотренные земель­ным и гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ, п. 8 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Россий­ской Федерации», с момента вступления в силу ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки пре­доставляются только государственным и муниципальным уч­реждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного само­управления, т.е. ограниченному кругу лиц. В то же время, со­гласно п. 1 ст. 268 ГК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государст­венной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения го­сударственного или муниципального органа, уполномочен­ного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Статья 20 (п. 2) ЗК РФ гласит, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предостав­ляются. Однако это право сохраняется за ними в случае его приобретения до вступления в силу Земельного кодекса РФ, причем граждане могут приобрести такие участки в собствен­ность. При этом каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его по­стоянном (бессрочном) пользовании земельный участок без взимания с него дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», прива­тизация земельных участков в этих случаях устанавливается по решению Правительства РФ и определен принцип уста­новления ее размеров.

В основе возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лежит административно-правовой акт — решение (постановление) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридиче­ским лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для строительства предоставляются государственным и муници­пальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного само­управления с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если помеще­ния в здании, расположенном на неделимом земельном уча­стке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования зе­мельным участком для осуществления своих прав на закреп­ленные за ними помещения.

Статья 20 (п. 4) ЗК РФ содержит норму, устанавливающую, что граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. В то же вре­мя, ст. 270 ГК РФ предоставляет пользователю земельного участка право распоряжаться им. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Согласно ст. 3 (п. 6) Федерального закона «О введении в дей­ствие Земельного кодекса Российской Федерации», не допускает­ся внесение права постоянного (бессрочного) пользования зе­мельными участками в уставные (складочные) капиталы коммер­ческих организаций. Юридические лица, за исключением ука­занных в пункте 1 ст. 20 ЗК РФ, должны переоформить право по­стоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ст. 45 ЗК РФ. Выделя­ют два вида оснований прекращения этого права. Так, воз­можно прекращение права постоянного (бессрочного) пользо­вания по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок закреплены в ст. 53 ЗК РФ. Вторая группа оснований связана с принудительным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным уча­стком, причем решение о прекращении прав на земельный участок в принудительном порядке может быть принято только в судебном порядке.

В качестве таких оснований ст. 45 ЗК РФ предусматрива­ет следующие случаи:

  • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сель­скохозяйственных земель или значительному ухудше­нию экологической обстановки;
  • неустранение совершенных умышленно следующих зе­мельных правонарушений:
  1. отравление, загрязнение, порча или уничтожение пло­дородного слоя почвы вследствие нарушения правил об­ращения с удобрениями, регуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, исполь­зовании, транспортировке, повлекшие за собой причи­нение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  2. нарушение установленного соответствующими нормами ст. 15-100 ЗК РФ режима использования земель особо ох­раняемых природных территорий, земель природо­охранного, рекреационного назначения, земель истори­ко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  3. систематическое невыполнение обязательных мероприя­тий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  4. систематическая неуплата земельного налога;
  5. неиспользование в случаях, предусмотренных граждан­ским законодательством, земельного участка, предназна­ченного для сельскохозяйственного производства либо жи­лищного или иного строительства, в указанных целях в те­чение трех лет, если более длительный срок не установленфедеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован поназначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных об­стоятельств, исключающих такое использование;
  6. изъятие земельного участка для государственных илимуниципальных нужд в соответствии с правилами ст. 55 ЗК РФ;
  7. реквизиция земельного участка в соответствии с прави­лами, предусмотренными ст. 51 ЗК РФ.

Принудительное прекращение права постоянного (бес­срочного) пользования земельным участком (так же как и пра­ва пожизненного наследуемого владения земельным участ­ком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком) осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после на­ложения административного взыскания в виде штрафа (п. 2 ст. 54 ЗК РФ). Одновременно с наложением административно­го взыскания уполномоченным исполнительным органом го­сударственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земель­ного законодательства, выносится предупреждение о допу­щенных земельных правонарушениях с последующим уве­домлением органа, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок.

Указанное предупреждение должно содержать:

  1. указание на допущенное земельное правонарушение;
  2. срок, в течение которого земельное правонарушениедолжно быть устранено;
  3. указание на возможное принудительное прекращениеправа на земельный участок в случае неустранения зе­мельного правонарушения;
  4. разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры прину­дительного прекращения прав на земельный участок;
  5. иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительст­вом Российской Федерации.

В случае неустранения указанных в предупреждении зе­мельных правонарушений в установленный срок исполнитель­ный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный уча­сток ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправле­ния, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, который направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права постоянного (бессрочного) пользова­ния земельным участком соответствующий исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекраще­ния права на земельный участок с приложением акта в орган го­сударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следует помнить, что прекращение права на зе­мельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вре­да (п. 6 ст. 54 ЗК РФ).

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставленное землепользователям до вступ­ления в силу нового Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования соответствует аналогичному ти­тулу, предусмотренному ст. 20 ЗК РФ, при условии соблюде­ния требований п. 1 указанной статьи. Кроме того, в соответ­ствии с п. 3 ст. 268 ГК в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования зе­мельным участка переходит в порядке правопреемства.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector