Закон об образовании возраст ребенка — Ваше право

Госдума приняла закон о приоритетном зачислении детей из одной семьи в детский сад и школу

Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 707755-7 «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и в статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Законопроектом, с учетом поправок, предлагается закрепить право преимущественного приема детей не только на обучение в начальные классы школы, но и в детские сады, в которых обучаются их братья или сестры.

Один из авторов законопроекта — председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников подчеркнул, что право на образование является одним из важнейших прав ребенка и обязанностью родителей, предусмотренных Семейным кодексом и обеспечиваемых Конституцией РФ. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, при этом имеют право выбора образовательной организации и формы обучения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации осуществляется с учетом проживания на той территории, за которой закреплена конкретная образовательная организация.

Однако из-за ограниченного количества мест, устроить ребенка в желаемую школу или садик часто бывает проблематично. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах. «Семьи, имеющие двух и более детей, нередко сталкиваются с такими сложностями, в том числе в случае изменения места жительства», — сказал Павел Крашенинников.

Сложности с зачислением детей в ту же школу или садик, в которых обучаются их братья и сестры, существуют давно и во многих субъектах Российской Федерации. В некоторых из них ситуацию смогли изменить на уровне регионального законодательства — соответствующие нормативные правовые акты приняты в Тверской области, Санкт-Петербурге. Однако на федеральном уровне проблема не решена, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.

Разлучение братьев и сестер в школах и детских садах – это не просто неудобство для семьи. Это зачастую довольно затратно и проблематично — доставлять детей к началу занятий в разные учебные учреждения, в том числе с учетом начала рабочего времени родителей. «А в случае, если семья многодетная или неполная, ситуация еще больше усложняется, фактически ограничивая право детей на качественное образование, безопасное передвижение, полноценный отдых, а родителей – в возможности осуществлять трудовую деятельность и обеспечивать семью», — сказал Павел Крашенинников.

Все это не способствует укреплению семьи, созданию благоприятных условий решения демографической проблемы в стране.

Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами семьи, законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс. Предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры. «Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье», — сообщил Павел Крашенинников.

Аналогичные изменения предлагается внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», дополнив соответствующими нормами статью 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам».

Павел Крашенинников отметил, что предлагаемые меры позволят сократить неудобства, с которыми сталкиваются многие семьи при устройстве детей на обучение в начальную школу или в садик. Родители смогут экономить время, сократить финансовые затраты на сопровождение детей на обучение и обратно, а самому ребенку будет гораздо комфортнее находиться в одном учебном заведении со своим братом или сестрой.

Законопроект направлен на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, будет способствовать развитию института многодетности и обеспечению реализации прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития, — подчеркнул Павел Крашенинников.

Права родителей в школе

Школа выполняет образовательную функцию, но это вовсе не означает, что с родителей снимается ответственность за эту сторону развития ребенка. Довольно часто со стороны взрослых звучали высказывания о том, что учителя обязаны отвечать за качество вложенных знаний и за их усвояемость. Между тем такая позиция однобока, так как здесь важно двустороннее сотрудничество образовательных учреждений и родителей для получения качественного результата. Поэтому на законодательном уровне были предприняты определенные меры.

Законодательство

Воспитание детей, защита их прав и интересов, всестороннее развитие несовершеннолетних полностью возлагается на взрослых людей, которые их опекают. Государство регламентирует данные нормы и следит за их исполнением. Невыполнение прописанных в законе условий считается нарушением прав несовершеннолетнего и может повлечь административную или даже уголовную ответственность. Для сохранения прав детей на государственном уровне был создан орган опеки и попечительства, который должен следить за действиями взрослых и при необходимости вмешиваться в семью с целью выправления сложившейся негативной ситуации.

Права и обязанности взрослых по отношению к опекаемым несовершеннолетним прописаны в следующих законодательных актах:

  1. Статья 63 Семейного кодекса РФ.
  2. Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Говоря о правах детей и обязанностях взрослых, следует ориентироваться не только на российские законодательные нормы, но и на международные договора. Так, одним из важнейших документов считается Конвенция ООН, изданная в 1989 года, где в статье 18 речь идет о правах детей, обеспечить которые обязаны взрослые.

Законные представители

Ребенок в силу своего возраста, отсутствия необходимой базы знания и опыта не может самостоятельно принимать решения и четко понимать их последствия. Дети считаются недееспособными, то есть не несущими ответственность за свои действия, а потому не могут подписывать документы или изъявлять свою волю самостоятельно. Для этого им нужны опекуны.

Законным представителем несовершеннолетнего считается лицо, которое защищает его интересы на официальном уровне. В их обязанности входит:

  1. Заботиться о физическом состоянии ребенка – кормить его, содержать в чистоте и тепле, одевать, оказывать своевременную медицинскую помощь.
  2. Социализировать несовершеннолетнего – обучать его полезным навыкам, давать общаться с иными родственниками и сверстниками.
  3. Заниматься его всесторонним образованием – отдавать в учебные заведения по возрасту, водить на кружки и секции.

Представлять интересы ребенка на законном уровне могут:

  1. Биологические мать и отец.
  2. Усыновители.
  3. Опекуны и попечители.

В каждом случае взрослые наделяются обязанностями в момент возникновения ответственности за несовершеннолетнего.

Родители

В стандартных ситуациях законными представителями несовершеннолетнего являются его родители. Мать и отец наделяются данными полномочиями сразу после рождения малыша. Их полномочия удостоверяются свидетельством о рождении, в котором они вписываются как родители новорожденного.

Им не требуется каких-то дополнительных разрешений для того, чтобы представлять интересы своего ребенка во всех инстанциях. Они имеют право от имени несовершеннолетнего давать запросы и получать на них ответы, распоряжаться средствами, которые перечисляются на ребенка, с учетом их нужд и интересов.

Мать и отец остаются в своем законном статусе навсегда, если иное не будет решено в судебном порядке. Но представлять интересы детей могут лишь до исполнения им совершеннолетия. Частичная дееспособность присваивается подросткам при достижении 14 лет, а уже в 18 они получают полный перечень прав, а вместе с ним и обязанностей. С этого же момента они несут ответственность также в полном размере.

Опекуны

Родители не всегда обеспечивают защиту своим детям. Несовершеннолетние могут стать сиротами или оказаться без попечения родителей по каким-либо иным причинам. Такие дети немедленно оформляются в специализированные учреждения – дома малютки, детский дом или иное.

Но политика государства направлена на то, чтобы несовершеннолетние воспитывались в семьях, пусть и не своих. Поэтому опекунская служба всячески способствует тому, чтобы несовершеннолетним была подобрана приемная семья. При усыновлении взрослые получают статус официальных родителей, но чаще всего детей забирают под опеку, если несовершеннолетние в возрасте до 14 лет или под попечение, если они старше этого возраста, но еще не достигли 18 лет.

Опекун имеет возможность представлять интересы ребенка только после того, как ему будет выдано официальное разрешение на проведение таких действий от органов опеки и попечительства.

Права в сфере образования

Права обязанности и ответственность родителей в сфере образования законодательно четко регламентируются. В частности, права довольно подробно описаны в статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Они заключаются в следующих позициях:

  1. Самостоятельный выбор школы.
  2. Выбор формы обучения.
  3. Ознакамливаться со всей школьной документацией, которая регламентирует правоотношения в учреждении.
  4. Знать о том, какой политики в воспитании детей придерживается школьный коллектив.
  5. Быть своевременно оповещенным о медицинских и психологических обследованиях, проводимых в школе.
  6. Принимать непосредственное участие в управлении.

Внутренняя документация образовательного учреждения может дополнять имеющиеся в ФЗ № 273 родительские полномочия, но не имеет права противоречить им.

Выбор учебного заведения

Получение среднего образования – это обязательная мера. Но то, где и каким образом оно будет приобретено, оставлено на усмотрение родителей или опекунов, которые имеют возможность выбирать, где именно будет обучаться их чадо. Ни одно учреждение не может отказать в приеме по причине отсутствия регистрации на данной территории.

Говоря о среднем образовании, можно выбирать, куда будет происходить зачисление:

Также можно выбирать:

  1. Какой иностранный язык изучать ребенку.
  2. Какие факультативы посещать.
  3. На какие дополнительные курсы ходить.

И на этом альтернативность не заканчивается. Взрослые могут решать, будет ли их чадо посещать школу или учиться дома по специальным программам.

Знакомство с документацией

Подбор учебного заведения – это серьезный шаг. Ориентироваться следует не только на территориальное расположение школы, ее статус и наличие дополнительных бонусов в виде факультативов и кружков. Немаловажно вникнуть в то, какой политики придерживаются в данном заведении. Для этого необходимо изучить внутреннюю документацию, доступ к которой должен быть предоставлен беспрепятственно.

Рекомендуется обязательно ознакомиться с:

Своевременное изучение пунктов нормативных документов позволит впоследствии избегать ненужных конфликтов, или поможет отстоять свои интересы и права ребенка, опираясь на них.

Получение информации

Какими бы полномочиями ни были наделены педагоги и руководящий состав школы, родители имеют законные права получать своевременную и полную информацию обо всем, что касается их ребенка. Учителя обязаны оповещать представителей о:

  1. Методах обучения, применяемых в школе.
  2. Мерах, направленных на воспитание подрастающего поколения.
  3. Полученных оценках и замечаниях.
  4. Проведении психологических или медицинских осмотров. Взрослые могут соглашаться на них или запрещать вмешательство.
  5. Результатах проведенных обследований.

Родители и опекуны могут при желании присутствовать на уроках, чтобы самостоятельно оценить ситуацию и выявить причины неуспеваемости или возникающих конфликтов. Хотя данная мера и разрешена, но для ее реализации придется договориться с преподавателем или директором заранее.

Законные представители школьника могут даже влиять на выбор классного учителя или иного педагога. Чаще всего это обусловлено выбором преподавателя при поступлении в первый класс, но может быть реализовано и позже, если для этого есть серьезные основания.

Участие в управлении

Понятие «управление школой» для большинства родителей кажется непонятным, между тем оно подразумевает стандартное взаимодействие родителей и учителей. Обычно оно выражается в присутствии представителей на родительских собраниях. Именно на них обсуждаются нужды школы и класса, освещаются проблемы отдельных детей и их победы. На собраниях взрослые могут высказывать свои пожелания по поводу воспитательных мер, обучающего процесса, организации досуга и многого другого.

Особо активные взрослые имеют право занимать более устойчивые позиции и являться представителями родительского комитета. Это позволяет более плотно взаимодействовать с учителями и руководящим составом учреждения, а также влиять на принятие каких-то решений, касающихся учебы.

Обязанности

Кроме прав, на представителей несовершеннолетних возлагаются еще и обязанности, которые они обязаны неукоснительно соблюдать. В их число входят следующие пункты:

  1. Позаботиться о получении ребенком среднего образования. Этот пункт включает в себя ряд условий. Взрослые должны обеспечить несовершеннолетнего одеждой и школьными принадлежностями для посещения школы. Дома для ребенка необходимо организовать специальное место, где он сможет делать домашние задания. Кроме этого, атмосфера в семье должна быть доброжелательной и спокойной, чтобы дети могли развиваться и обучаться.
  2. Неукоснительно соблюдать распорядок образовательного учреждения. Речь идет о времени посещения школы и режиме занятий. Именно родитель обеспечивает отсутствие опозданий и общее посещение уроков.
  3. Уважительно относиться к педагогам и другим ученикам и прививать ребенку такое же отношение к остальным.

Ответственность

Прописанные в Федеральном законе № 273 нормы должны соблюдаться всеми гражданами РФ, имеющими на попечении несовершеннолетних лиц. Их несоблюдение может повлечь неприятные последствия. Как правило, они проявляются в оповещении органов опеки и попечительства о невыполнении обязанностей. Это ведет к целой цепочке проверок, которые могут стать причиной того, что взрослых:

  1. Поставят на учет в органы опеки.
  2. Лишат родительских прав.

Конечно, не всегда применяются столь кардинальные меры, иногда достаточно лишь провести беседу и разъяснить представителям, что они нарушают и как это исправить.

Могут применяться также и административные меры в виде штрафных санкций. Иногда в крайних случаях опекунов или родителей могут привлечь даже к уголовной ответственности, но данная мера применяется лишь при наличии иных отягчающих обстоятельств.

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Государство обязано уважать свободу выбора родителями образовательного учреждения и обязывает государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечить прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). В период учебы в образовательном учреждении, согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», родителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector