Закон о запрете курения в последней редакции

Федеральный закон о запрете курения

Федеральный закон о запрете курения, принятый Государственной Думой РФ в 2013 году и вступивший в законную силу в 2014 году, разделил общественное мнение. Кого коснулся закон, какие появились ограничения, какова ответственность за нарушение закона? На эти и другие вопросы, ответы Вы найдете в нашей статье. Также здесь можно скачать полную версию закона.

Полное название закона, который вносит полный запрет курения на территории Российской Федерации во всех общественных местах – ФЗ № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Данный закон регулирует общественные отношения, возникающие в области охраны здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия на окружающих табачного дыма. Издан в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.

Вступление в силу и содержание закона

Законодательный акт, направленный на запрет курения в общественных местах, вступил в законную силу в июне 2013 года, однако, в нем присутствуют положения, действие которых начинается в другое время:

  • с 01.01.2014 года в силу вступали налоговые и ценовые меры, направленные на сокращения спроса на табачные изделия (статья 13 Закона);
  • с 01.06.2014 года в силу вступили положения пп. 3-6, 12 ч. 1 ст. 12; ч. 3 ст. 16; ч. 1-5, п. 3 ч. 7 ст. 19 Закона;
  • с 01.01.2017 года в силу вступают положения пп. 1-2 ч. 1 ст. 18 Закона.

Текст нормативно-правового акта перечисляет меры, которые способствуют охране здоровья граждан от потребления табака и воздействия табачного дыма, а также устанавливает:

  • права и обязанности граждан в обсуждаемой области;
  • общие понятия и принципы охраны здоровья в указанной сфере;
  • полномочия органов государственной власти.

Какие меры и ограничения фиксирует закон о запрете курения

Федеральный закон определяет большое число ограничений, связанных с охраной здоровья граждан от потребления табака и воздействия его дыма, из них можно выделить два основных.

Ограничение мест для курения. Изначально закон устанавливает ограничение на курение на территориях, в том числе в помещениях, которые предназначены для оказания образовательных, медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг, услуг учреждений культуры и спорта, органов по делам молодежи, на транспортных средствах, пригородного и городского сообщения, на территориях, прилагающих к помещениям, и в самих помещениях аэропортов, вокзалов, морских портов, метрополитена. Данная норма начала действовать с 01 июня 2013 года. Поэтапно запрет курения распространился на поезда дальнего следования, воздушные и морские суда, на помещения, которые предназначены для оказания жилищных услуг, на гостиницы и общежития, на места общественного питания и помещения/места, где оказываются услуги торговли. Таким образом, с 01.06.2014 года, согласно Закону, курение запрещено в ресторанах и барах, поездах дальнего следования, электричках и на платформах, а также в гостиницах и общежитиях.

Ограничения торговли изделиями для курения:

— запрет реализации табачных изделий в местах, располагающихся на расстоянии 100 метров от границы территорий образовательных учреждений, начал действовать уже с июня 2013 года. Тогда же появился полный запрет на продажу табака и табачных изделий несовершеннолетним;

— запрет на реализацию табачных изделий в нестационарных объектах торговли (киоски, ларьки) начал действовать с июня 2014 года.

Помимо указанных ограничений, закон о запрете курения вводит полный запрет на рекламу табачных изделий, в том числе, на демонстрацию таких изделий, процесса курения и стимулирования их продажи. Кроме того, закон устанавливает такие меры, направленные на охрану здоровья граждан, как:

  • информирование населения о вреде потребления табака, которое осуществляется путем использования средств массовой информации, в виде образовательных программ и информационных компаний;
  • оказание медицинской помощи населению, которая направлена на лечение табачной зависимости;
  • строгий учет производства, импорта/экспорта, а также реализации табачных изделий;
  • ценовые и организационные меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;
  • меры государственного контроля в обсуждаемой области и ответственность за нарушение требований Закона.

Ответственность за нарушение закона о запрете курения

Статья 23 ФЗ о запрете курения закрепляет следующую ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий употребления табака и от воздействия табачного дыма: дисциплинарную, гражданско-правовую и административную. Остановимся подробней на последней. Например, за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака предусмотрен штраф на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей. В случае нарушения запрета на курение в определенных местах назначается штраф в размере от 500 до 1500 рублей.

Можно ли избежать административной ответственности?

В процессе исполнения законодательного документа становится понятно, что мест для курения гражданам фактически не остается – курить можно либо в специально отведенных для этого местах, дома или в автомобиле и избегать мест, где курение строго запрещено, например детские площадки, территории школ и т.д. Поэтому, чтобы избежать административных санкций мы рекомендуем:

  • тщательно изучить перечень мест, где курить запрещено, и исключить для себя возможность нарушения запрета;
  • если Вас все-таки уличили в содеянном, помните, что бремя доказывания вины полностью лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством вины может быть только то обстоятельство, когда нарушителя «поймали за руку», для этого момент нарушения должен видеть непосредственно представитель органов исполнительной власти, который и имеет право привлечь к административной ответственности;
  • согласно действующему законодательству, если Вы не согласны с протоколом об административном правонарушении, Вы можете оспорить его в судебном порядке (ч. 2 ст. 1 КАС РФ);
  • даже если вас засняли на видео, Вы можете ссылаться на ст. 23 Конституции РФ, как на нарушение неприкосновенности частной жизни граждан и потребовать признать доказательства недействительными, согласно ч. 3 ст. 59 КАС РФ, как полученные с нарушением закона.

Куда обращаться при нарушении своих прав в рамках данного закона

Как уже указывалось выше, общественное мнение относительно закона о запрете курения разделилось, одни пытаются понять, что им теперь делать – бросать курить или искать компромиссные решения в данном вопросе, другие, напротив, измученные пагубными привычками соседей и сослуживцев, ищут способы правового воздействия на них. Итак, куда обращаться, если курильщик намеренно игнорирует Закон, тем самым нарушая права других граждан:

  • нужно уведомить нарушителя лично о том, что в данном месте курить нельзя, например, показать ему выдержку текста Закона, также можно разместить объявления о запрете курения;
  • при отказе курильщика идти на компромиссы, сторона, чьи права нарушены, имеет право обратиться с заявлением к сотруднику полиции, если последний отказывается принять должные меры реагирования, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.

Важно! Несмотря на то, что закон действует уже несколько лет, до сих пор вопрос о том, как будет выполняться контроль за его соблюдением органами исполнительной власти, остается не решенным.

Принципы закона о запрете курения

Сейчас в России есть закон о запрете курения № 15. Благодаря документу регулируются отношения по охране здоровья людей от отрицательного влияния дыма и последствий потребления товаров, в которых присутствует никотин.

Основные направления

Для защиты от появления заболеваний, возникающих из-за дыма, федеральный закон включает комплекс мер. К ним относятся:

  • Работа над налоговой и ценовой политикой, которая позволит уменьшить спрос на сигареты.
  • Определение объектов, где запрещено потреблять табачные изделия.
  • Выявления состава продукции, утверждение правил к маркировке и упаковке.
  • Оповещение людей об отрицательном воздействии продукции.
  • Установка ограничений на продажу и рекламу табачной продукции.
  • Выполнение медицинской помощи, нужной для запрета от курения табака.
  • Прекращение незаконной продажи табака.
  • Ограничение продажи.
  • Запрет реализации товаров детям.

ФЗ включает перечень объектов, в которых не разрешено потребление табачной продукции. В него входят:

  • Заведения образования, культуры.
  • Поезда и суда.
  • Объекты для реабилитации, медицинской помощи, санаторно-курортной области.
  • Воздушный и наземный общественный транспорт.
  • Помещения гостиничной, жилищной сферы, применяемых для временного проживания.
  • Объекты торговли, общепита.
  • Социальные организации.
  • Рабочие места.
  • Лифты и многоквартирные дома.
  • Площадки для детей, пляжи.
  • Платформы для высадки из транспорта.
  • Автозаправки.

Для улицы тоже распространен этот ФЗ. На расстоянии 15 метров можно курить человеку, если он находится около железнодорожных и автовокзалов, метрополитенов. Закон о запрете курения в подъездах необходим для обеспечения порядка, поэтому при его нарушении предусматривается ответственность.

Исключения

ФЗ о запрете курения в общественных местах включает не только ограничения. Потребление товаров с никотином возможно в особых местах.

Их организация выполняется на основе решения владельцам имущества. Закон о запрете курения в общественном месте включает правила, по которым должно выполняться организация таких территорий (ст. 12 ч.2).

Обязательно должна находиться вентиляция на судах, которые отправляются в далекие расстояния. Также его размещают в многоквартирных домах. Правила к оснащению особых территорий на воздухе устанавливаются органами власти, которые осуществляют политику и регулируют сферу градостроительства, архитектуры, ЖКХ, здравоохранения.

Органы обеспечивают исполнение гигиенических норм по концентрации воздуха, который выделяется после потребления запрещающего изделия со смолой и никотином. Вывески о разрешении курения табака устанавливаются после решения органами власти. Региональная госвласть может утверждать на своих территориях другие правила об ограничении потребления табачной продукции.

Уменьшение спроса

В законе о запрете курения сказано, что нельзя стимулировать продажи и рекламу продукции с никотином и смолой. При реализации этого правила запрещено:

  • Распространять товары бесплатно.
  • Применять скидки.
  • Использование товарных знаков, делающих продукцию индивидуальной.
  • Продавать продукцию без смолы и никотина, на которой использовано средство обозначения табака.
  • Применять и имитировать продукцию при выпуске и оптово-розничной продаже прочих товаров.
  • Демонстрировать изделия в аудиовизуальных произведениях, которые предназначаются детям. Это могут быть видео- телефильмы, радио-, телепрограммы.
  • Сообщение в эфире, демонстрация табачных изделий.
  • Конкурсы, игры, лотереи с покупкой табачной продукции.
  • Задействование товарных знаков в благотворительности.
  • Проведение мероприятий в области спорта, культуры с призывом к потреблению табачной продукции.

ФЗ включает правила для предприятий, которые используют аудиовизуальные произведения с показом вредных товаров. Если в теле-, видеофильме, кинопрограмме содержится реклама с табачным товаром, то до этого или при показе должна быть трансляция оповещения о негативной стороне их употребления. Демонстрация возможна при оповещении о вреде изделия для здоровья.

Незаконная реализация

Федеральный закон включает меры, предназначенные для защиты от незаконной торговли. Главными из них являются:

  • Контроль создания изделий, переправляемых в другие города.
  • Отслеживание приборов, задействованных в изготовлении, перемещении, распределении товаров.
  • Защита от незаконной реализации товаров, привлечение к наказанию нарушителей, конфискация незаконно перемещаемых изделий.

Такие мероприятия выполняются по налоговым и таможенным нормам, а также на основе систем маркировки акцизными или специальными марками. Орган, осуществляющий обобщение и анализ сведений, устанавливается правительство. Для зашиты от незаконной реализации все упаковки маркируют на основе установленных нормативных актов.

Продажа

ФЗ указывает, что реализация товаров должна выполняться в оборудованных торговых, подсобных, складских объектах. Когда в населенном пункте нет специальных торговых заведений, реализация допускается в других помещениях или развозным методом. По закону запрещено реализовывать товары на выставках, ярмарках, дистанционными, разносными способами с применением автоматов.

Не разрешается выполнять торговлю с демонстрацией товара на прилавке. Данные о реализуемой продукции доводятся до потребителей с помощью размещения их списка. Тест должен быть одинаковыми буквами, черным цветом на белом фоне. Список составляется по алфавиту. Около каждого названия обозначается цена. В перечне не допускается наличие рисунков. Демонстрация товара возможна после ознакомления со списком. Нельзя продавать сигареты, где в пачке их меньше 20 штук, а также папиросы поштучно.

По закону в общественных местах нельзя не только курить табачные изделия, но и продавать их. Это относится к объектам массового скопления людей. Это помещения образовательной, культурно-досуговой, спортивной сферы, а также медицинские центры, общественный транспорт. На вокзалах тоже запрещена реализация продукции.

Комментарии

В документе обозначены правила, ограничивающие распространение изделий с никотином и смолой. Особое внимание уделяется мерам, относящимся к несовершеннолетним. Полагается ответственность лиц, которые нарушают положения закона.

Штрафы и другие взыскания применяются на основе КоАП и другие кодексов. Продажа товаров запрещена ближе 100 метров от образовательного заведения. При учете расстояния не учитывают преграды. При неисполнении этого правила нарушители привлекаются к ответственности, предусмотренной законом.

Мониторинг

На предприятиях должна выполняться проверка эффективности мероприятий, которые защищают от влияния дыма. Обязательно проводятся:

  • Научные мероприятия. Они выявляют причины потребления продукции.
  • Определение состояния здоровья, уменьшение числа курящих людей. Мероприятия применяются для защиты от распространения сигарет.
  • Проведение санитарно-эпидемиологической работы по масштабам потребления.

Мониторинг о предупреждении отрицательного воздействия дыма выполняет исполнительный орган. Их деятельность утверждается правительством. По результатам, полученным при таких мероприятиях, осуществляется:

  • Информирование органов власти, граждан о масштабах потребления продукции.
  • Организация мероприятий, необходимых для защиты от незаконной реализации изделий.
  • Подготовка сведений о реализации закона в России.

В законодательстве говорится о запрете курения кальяна в общественных местах, если он содержит смесь с листьями табака. Об остальных компонентах ничего не сказано. Получается, что кальян с фруктовыми смесями по закону не запрещаются в заведениях питания.

Защита людей

Чтобы обеспечить защиту населения от отрицательного влияния дыма, необходимо:

  • Соблюдать права населения в сфере санитарно-гигиенических норм.
  • Предупреждение инвалидности, болезней, ранней смерти.
  • Привлекать к ответственности предпринимателей и других лиц за исполнение прав населения.
  • Организовывать мероприятия, необходимые для защиты от воздействия дыма.
  • Охрана здоровья.
  • Работа РФ с другими странами в области защиты граждан от отрицательного влияния дыма.
  • Взаимодействие органов власти, предпринимателей, которые не связаны с табачными предприятиями.

Должна применяться компенсация вреда, принесенного здоровью, жизни, имуществу людей, что связано с отрицательным воздействием дыма. Только с выполнением этих правил будут соблюдаться нормы закона. Также это позволит защитить любой от пагубного воздействия дыма на здоровье людей.

Закон о запрете курения в общественных местах

Закон о запрете курения в общественных местах власти подписали еще в 2013 году. Он позволил сократить права курильщиков, которым теперь запрещено «дымить» в общественных местах. В связи с этим, административный кодекс был дополнен рядом серьезных изменений, подразумевающих ужесточение ответственности для правонарушителей. Это дало возможность накладывать штрафные санкции на курильщиков, преступающих закон.

В каких целях приняли новый законопроект?

Согласно статистическим данным, почти полмиллиона россиян ежегодно умирают от злокачественных заболеваний и других патологий, на развитие которых повлияло курение и глотание табачного дыма. Такая информация стала одной из наиболее веских причин принятия нового законопроекта, который был создан с целью улучшения статистики и сокращения негативного влияния табака на здоровье человека, а также ограждения людей от последствий курения и повышения качества их жизни.

Где запрещено курить по закону в 2022 году?

О том, где нельзя курить по новому закону стало известно сразу после принятия ФЗ №15. В нем содержится полная информация о местах, в которых полностью введен запрет на курение. Среди них стоит отметить:

  • образовательные учреждения: здания и на прилегающих к ним территориях;
  • объекты, представляющие культурную ценность и спортивный интерес;
  • медицинские организации;
  • общественный транспорт, его остановки и территория автовокзала;
  • поезда, электрички и платформы железнодорожного вокзала;
  • гостиницы и прочие здания по размещению людей;
  • социальные учреждения;
  • здания органов власти;
  • места, предназначенные для работы;
  • лифты, подъезды;
  • площадки для детей, парки, пляжные зоны;
  • автозаправочные станции;
  • клубы, бары, рестораны.

Игнорирование закона и курение в общественных местах может привести к наложению серьезного штрафа на правонарушителя на основании КоАП РФ.

Размер штрафных санкций за курение в неположенном месте

Штраф за курение в общественном месте, согласно КоАП РФ, предусматривается в случае нарушения принятого ФЗ №15. В соответствии с законодательством, государство установило следующие санкции за совершение проступка:

  1. Наложение штрафа в размере до 2-х тыс. руб. на частных лиц, привлекших к курению граждан младше 18-ти лет, а также на опекунов или родителей в размере до 3-х тыс. руб. Под этим правонарушением предусматривается приобретение сигарет для детей подросткового возраста, их угощение табачными изделиями и т. д.
  2. Привлечение к ответственности и штраф до 1 тыс. руб. за курение, совершенное в общественном месте и до 3-х тыс. руб. – на площадке для детей.
  3. Административная ответственность для организаций и ИП за нарушение принятого законопроекта в случае, если руководством не была установлена специальная зона для курения, а также, если им игнорируются требования закона. Размер санкций в такой ситуации составит 10-90 тыс. руб.

Где можно курить по закону в 2022 году?

Принятый законопроект предусматривает радиус действия, на котором курение разрешается. Ограничения не накладываются на:

  • участки, расположенные на расстоянии не менее 15-ти метров от общественных объектов, включая остановки, культурные и медицинские учреждения, станции метрополитена, и находящиеся на открытом воздухе;
  • жилое пространство, обособленное от других жильцов, включая балконы и лоджии в квартире, жилые комнаты и т. д.;
  • специально оснащенные комнаты-курилки, организованные руководством мест общественного пользования.

Как должна выглядеть курилка в общественном месте?

Согласно принятому закону, организации обязаны устанавливать отдельное место на улице или в помещении, отведенное для курения персонала и посетителей. Уличная курилка должна иметь:

  1. надпись, подтверждающую место для курения;
  2. осветительный прибор в темное время суток;
  3. пепельницу или урну.

Комната-курилка, оборудованная в здании должна быть:

  • полностью изолирована от некурящих людей, и не доставлять им дискомфорт;
  • оснащена вентиляционным отверстием и огнетушителем;
  • снабжена специальной надписью и урной.

Таким образом, во избежание наложения штрафных санкций курить следует в отведенных или не запрещенных местах, а лучше и вовсе отказаться от этой пагубной привычки.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector